Погода в Украине

 
Locations of visitors to this page

Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.

Особенности организации медицинской помощи жителям жилых массивов при химических авариях
Написав Анищук В.П., Яковцов И.З.   

Данные литературы, как правило, отражают вопросы оказания медицинской  помощи при острых отравлениях бытового плана и при химических авариях, которые можно охарактеризовать как производственные, поскольку по приведенным данным  страдают  преимущественно рабочие смены, служащие и ликвидаторы.

Между тем, при транспортных авариях в черте города и промышленных химических катастрофах может пострадать население жилых массивов и микрорайонов, как это произошло при  катастрофе, происшедшей  в 1984 г. в г. Бхопале (Индия), когда  из 700 тыс. жителей города пострадало более 200 тыс. человек.  Очевидно, очаг поражения СДЯВ аэрогенного типа поражения, накрывший жилой массив, тем более с многоэтажной застройкой,  имеет целый ряд особенностей, которые будут существенно влиять на организацию помощи и которые естественно, следует учитывать при планировании и организации ликвидации медицинских последствий такой катастрофы.
 Такими особенностями следует считать:
1. Основная масса населения жилого массива в зоне очага является неорганизованной (разобщенной) в дневное время и полностью неорганизованной - в ночное. Данный фактор разобщенности  населения отрицательно влияет на  организацию защиты и оказание  медицинской помощи.
2. Население рассредоточено посемейно по отдельно стоящим домам в случаях проживания в частном секторе или по квартирам в многоэтажных жилых зданиях с изолированным и затрудненным доступом внутрь помещений. Следствием данного обстоятельства  является прежде всего значительный  проигрыш времени при выявлении пострадавших,  начала оказания помощи и транспортировки в лечебные учреждения.
3. В структуре пострадавших основную массу  в рабочее время в основном составят нетрудоспособные (пожилые лица и  дети), которых в процентном отношении существенно больше  их удельного веса среди  жителей города в целом.
4. Аэродинамические потоки в жилых массивах  в силу своих особенностей отличаются от таковых на свободном  пространстве, что отрицательно влияет на точность прогноза распространения фронта токсодозы, требует обязательной химической разведки при установлении границ очага и перед вводом людей. При этом в зависимости от вида СДЯВ необходимо учитывать распространение токсиканта не только по горизонтали, но и по вертикали, если он легче  воздуха.
5. Различные зоны очага, независимо от уровней токсодозы, будут характеризоваться примерно одинаковой мозаичностью и  структурой поражения населения по степени тяжести. Это обусловлено полной неосведомленностью последнего  о правилах поведения, способах защиты и оказания первой помощи (само- и взаимопомощь), примерно одинаковым преморбидным фоном, различной  степенью защищенностью внутренних помещений  в момент опасности.  
6. Все вышеперечисленное относится к той зоне очага, когда времени на самостоятельную эвакуацию нет, и жители вынуждены защищаться по месту нахождения. Однако,  даже в  случаях, когда для эвакуации времени достаточно (1-1,5 часа и более), для значительной части жителей (пожилые, больные, дети  без родителей) этот способ защиты недоступен. Эта категория населения также  будет вынуждена защищаться на месте. Правда времени для этой цели значительно больше и эффективность защитных мероприятий может быть выше при условии, что они в состоянии их выполнить.
7. В условиях реальной химической аварии задача ликвидации медицинских последствий ее вынужденно реализуется в два  этапа:
    а)   локализация источника аварии и оказание помощи пострадавшим в ее зоне  с последующими восстановительными работами.
    б)  определение границ химического очага и оказание помощи жителям в зоне жилой застройки  по следу распространения фронта токсодозы.
8. Оперативное оцепление зоны очага, санитарно-токсикологическая разведка, погашение панических реакций, защита собственности населения в  жилом массиве – проблема, которая также требует своего разрешения.
9. Система оповещения о химической аварии должна  включать краткие и четкие рекомендации по защите по месту нахождения  жителей в момент аварии. Трансляция для населения по средствам массовой  информации должна быть непрерывной до момента ликвидации основных последствий, как это рекомендуется О. Евдиным.
10. Доступ в очаг поражения, где расположены жилые постройки, реально возможен с учетом «фактора времени» только тогда, когда концентрация СДЯВ в воздухе снизится до пороговой. Это время должно быть использовано для мобилизации сил и средств для работы в очаге и развертывания коечного фонда. По нашему мнению другого выхода в настоящее время нет, поскольку ведомственное  и государственное здравоохранение не имеет достаточного количества бригад для оказания помощи на догоспитальном этапе, а сами пострадавшие малодоступны или недоступны в своих жилищах.
11. Выявление всех пострадавших в микрорайоне возможно только путем поквартирных и подворных обходов тогда, когда позволит химическая обстановка. Для этого  требуется привлечение значительных сил и работников правопорядка.
12. Если позволят время суток и погодные условия, местом работы бригад скорой помощи могут быть дворы и общественные здания внутри микрорайонов, куда пострадавшие самостоятельно или  с посторонней помощью  могли бы собираться. В местах сбора пострадавших  здесь же для этой цели в экстренном порядке территориальными учреждениями здравоохранения должны быть, и могут быть развернуты медпункты для работы, на которых помощь организуется и оказывается силами бригад скорой помощи и их усилением (врачебно-сестринскими бригадами) в известных организационных формах.
13. Плана медицинского обеспечения населения городов (не работающих смен промпредприятий!) на такой вариант обстановки не существует, как не существует и соответствующих методических рекомендаций по планированию, нормативных и правовых документов. Однако, такой план должен быть во всех городских структурах и службах, ответственных за ликвидацию последствий катастроф и стихийных бедствий, основой которого должны быть данные прогноза последствий железнодорожных катастроф, если в черте города имеются железнодорожные станции, с расчетом на максимальную единичную емкость – цистерну с хлором и крупных химических предприятий.
Изложенные материалы, носящие преимущественно умозрительный характер, адресованы  заинтересованным организациям и лицам как информация к размышлению и обсуждению. Естественно, планирование защиты и медицинского обеспечения указанной категории населения должно базироваться на соответствующих правовых, нормативных и методических документах, для издания и внедрения которых требуется серьезная научная проработка.