Погода в Украине

 
Locations of visitors to this page

1990 - президент СССР получает Нобелевскую премию.
1991 - СССР не стало.
2009 - президент США получает Нобелевскую премию.
Весь мир, затаив дыхание, ждёт Нового Года.

Ампутации конечностей при тяжелых открытых транспортных травмах в ургентной травматологии
Написав Д.Д. Битчук, В.П. Чайченко, Л.В. Гогайзель; г. Харьков   

Размозжения конечностей, тяжелые открытые повреждения наиболее часто встречаются при дорожно-транспортных и железнодорожных травмах. Удельный вес повреждений конечностей увеличивается при стихийных бедствиях, приобретая массовый характер, причем, в этих случаях часто имеет место сдавление конечностей.

Несмотря на то, что вопросам ампутаций конечностей посвящено много литературы и теоретические аспекты этой проблемы разрешены, однако и сегодня при проведении ампутации приходится сталкиваться с трудноразрешимыми задачами.
Нами изучены материалы о лечении 560 пострадавших. В основном это были пострадавшие с размозжением конечностей: бедро – 156, голень – 295, плечо – 67, предплечье – 34, стопа – 8. С повреждением магистральных сосудов и периферических нервов было 178 человек, с отрывами конечностей – 98, со скальпированными ранами и повреждением сосудисто-нервного пучка – 36, со значительными дефектами костей – 21.
Возраст пострадавших колебался от 14 до 75 лет. Трудоспособных на момент получения травмы было 66%.
Сохранность жизни пострадавшего и поврежденной конечности зависит, прежде всего, от качества оказания догоспитальной помощи, которая включает известные приемы (остановку кровотечения, тщательную иммобилизацию, адекватную противошоковую терапию). Следует отметить, что решающим в сохранении жизни пострадавшего является время доставки пострадавшего с места происшествия в специализированное учреждение. В раннем госпитальном периоде проводятся противошоковые мероприятия и после cтабилизации и гемодинамических показателей, производится ампутация по типу первичной хирургической обработки.
Одним из первых вопросов стоящим перед хирургом и, пожалуй, самым важным, является выбор уровня ампутации в связи с отсутствием объективных критериев оценки жизнеспособности поврежденных тканей. С момента травмы прошло немного времени, и точно определить уровень жизнеспособности тканей не всегда представляется возможным.
Вот здесь и встает трудная задача. С одной стороны следует провести ампутацию на уровне гарантирующем хорошее заживление, а с другой – понятно стремление сформировать культю конечности как можно длиннее, что позволит успешно пользоваться протезом в последующем.
Производя ампутации по поводу транспортных травм, следует учитывать ряд морфологических особенностей этих повреждений: массивные участки размозжения кожи и подлежащих тканей, разрывы и раздавливание мышц на значительном протяжении расслаивание тканей с образованием полостей заполненных кровью и тканевым детритом. В результате определенная часть кожных покровов и подлежащих тканей некротизируются в первые дни после операции.
Существующее до настоящего времени упрощенческое отношение к ампутации, недооценка техники операции приводят к длительному незаживлению операционной раны, к развитию пороков и заболеваний культи, требующих длительного консервативного, а часто и хирургического лечения.
Основываясь на значительном клиническом опыте работы с этим контингентом пострадавших, считаем целесообразным следующий подход к проведению ампутации:
- ампутация выполняется лоскутным способом, причем при травматических отрывах с обширным повреждением кожных покровов кожные лоскуты выкраиваются атипично;
- опилы костей, особенно передний край большеберцовой кости, тщательно обрабатывается специальным инструментарием;
- мышцы ушиваются под опилом костей (миофасцио-пластический) способ;
- при наложении швов на кожу не следует допускать натяжения кожных лоскутов во избежание некротизации последних. Во всех случаях обязательно применение проточного дренирования, что позволяет предупредить тяжелые гнойно-некротические осложнения и добиться заживления раны культи.
В послеоперационном периоде применялись массивные дозы антибактериальных и сосудистых препаратов спазмолитиков и антибиотиков. После заживления раны культи больные переводились в клинику НИИ протезировання для первичного протезирования. Сложившаяся система преемственности между травматологическими отделениями и НИИ протезирования позволила добиться более быстрой и полноценной реабилитации пострадавших.